Главная » Статьи » Мои статьи

Модульное обучение как основа формирования регулятивных универсальных учебных действий
Материалы выступления Модульное обучение как основа для формирования регулятивных учебных действий. Рыбкина Ирина Владимировна учитель истории и обществознания МОУ Большеглушицкая СОШ №2 «Образовательный центр». На протяжении всего обучения в школе учебная деятельность является ведущей, и, следовательно, тема формирования учебных универсальных действий представляет интерес для изучения. В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, составление последовательности действий, контроль, коррекция и рефлексия деятельности. Для успешного формирования регулятивных действий необходимо изменить подход к методике преподавания предмета. Во-первых, пересмотреть структуру построения урока - выделить конкретный для усвоения материал. Во – вторых, изменить планирование изучения темы, раздела курса с опорой на деятельностный метод обучения, необходимо научить учащихся учится, т.е. самим «добывать» знания. В своей многолетней практике я не раз обращалась к модульной технологии построения курса и сейчас с полной уверенностью могу утверждать, что она эффективна и даёт реальный положительный результат. Мной разработаны модули по обществознанию профильного уровня по учебнику Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова Обществознание 10 класс профильный уровень М. Просвещение 2009 год. Один из таких модулей «Познание и сознание», который включает материал §21-27 учебного пособия. Перед изучением темы «Познание и сознание» я предлагаю учащимся опорные листы с алгоритмом работы. Учитель предлагает план работы для учащегося на 8 уроков. Ученик в соответствии с этим планом разрабатывает сценарий своей деятельности, которая становится целенаправленной, так как известны темы уроков их содержание формы. Опорный лист 3, 4 содержит перечень понятий, которые необходимо усвоить в ходе изучения модуля. Разнообразные формы проведения уроков: лекция, семинар, игра способствуют формированию положительной учебной мотивации, что благоприятно отражается на учебной деятельности. При подготовке к семинарскому занятию и конференции ученик работает с дополнительными информационными источниками: интернет - ресурсами, учебной литературой. В ходе работы он оценивает необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществляет информационный поиск и извлекает информацию из различных источников для аргументации своей точки зрения на уроках. Значительное место в изучении модуля отведено организации групповой работы. В профильный класс приходят дети разных образовательных потребностей и возможностей. Учитель обязан создать условия для обучения всех. Разноуровневые задания по группам создают условия для выполнения этой сложной образовательной задачи. Два из девяти уроков основаны на групповой технологии. На уроке по теме «Истина и её критерии» класс разделён на гетерогенные группы. Учащимся предложены задания одного уровня. «На основании учебника стр. 227-234 и «Школьного словаря по обществознанию 10-11 класс под ред. Л.Н. Боголюбова М. 2006 год» выпишите в опорный лист №1 и №2 понятия: истина, заблуждение, вера, критерии истины, виды истины. Выполните задания №1 и №2 стр. 234 из раздела «Подумайте, обсудите, сделайте». На работу отведено 37 минут. Во время групповой работы учитель проводит индивидуальный опрос по §21 домашнего задания. На контрольном уроке учитель делит класс на гомогенные группы и предлагает выполнить разноуровневые задания.(за основу взята таксономия Бенджамина Блума) 1 уровень – знание – запоминает и воспроизводит факты, методы, процедуры, понятия, правила, принципы. Пример заданий первого уровня: 1 уровень Задание №1 Определите субъект и объект познания. Задание №2 Каковы этапы научного познания, какие методы применяются на каждом этапе познания. 2 уровень – понимание – интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы. Пример заданий второго уровня: Задание С глубокой древности человечество волнуют вечные вопросы: Что такое мир? Каково место человека в мире? Зачем живут люди? Что оставляет человек на Земле после своей смерти? Есть ли у современных людей вопросы, которые не выдвигались мыслителями древности, но сейчас приобрели научную и практическую значимость? Если да, то назовите их и объясните, почему они не были актуальными, скажем, два тысячелетия назад? 3 уровень – применение – использует конкретный материал в конкретных ситуациях и в новых условиях. Пример заданий третьего уровня: Запишите определения приведённых терминов, используя справочную литературу. Основные мыслительные операцииЗначение
Анализ Синтез Сравнение Уподобление Обобщение Абстрагирование
4 уровень – анализ – выделяет скрытые (неявные) предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями. Пример заданий четвёртого уровня: Задание Сравните науку и паранауку. Чем отличаются их способы и пути познания? 5 уровень – синтез – пишет небольшое сочинение, предлагает план проведения эксперимента, использует знания из других областей для решения той или иной проблемы. Пример заданий пятого уровня: Напишите эссе на основе следующего высказывания: «Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса – она лишена смысла» (А. Маслоу) Таким образом, все учащиеся получают задания по своим способностям, учитель получает возможность провести промежуточный контроль знаний учащихся. Групповая работа способствует продуктивному взаимодействию участников команды, в ходе которого они обмениваются информацией, учатся согласовывать своё мнение с окружающими и отстаивать собственную точку зрения. Любая деятельность должна иметь результат, поэтому при изучении модуля предусмотрено несколько ступеней контроля. Одна из ступеней – проверка работы над заполнением опорных листов, которая позволяет учителю определить уровень самостоятельной работы учащегося. Вторая ступень, рассмотренная выше контрольная групповая работа. Это промежуточный контроль. Итоговый контроль – фронтальное тестирование по всему материалу модуля. При подведении итогов работы необходимо отвести место на рефлексию, которая позволяет определить степень удовлетворённости учащихся ходом изучения темы. Я предлагаю несколько вариантов проведения рефлексии: рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала. Можно предложить учащимся ответить на вопросы, позволяющие определить степень удовлетворённости учащихся ходом изучения темы: 1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
Ряд вопросов направлен на оценку учащимися формы проведения занятий: 1. Какая форма урока тебе больше всего понравилась. 2. Какой урок ты бы заменил. Анализ данных урока важен для учителя, так как это оценка эффективности его методики, технологий, выбранных для изучения темы. Детальное рассмотрение модульной технологии на примере изучения материала обществознания 10 класса позволяет сделать выводы: 1. модульная технология занимает достойное место в методике преподавания истории и обществознания 2. она позволяет формировать регулятивные учебные действия, обеспечивает концентрацию усилий учителя на определении первоочередных задач, порядке и перспективах дальнейшей работы, способствует ясности и гласности в совместной работе учителя и учеников. Ученики, зная то, что хочет добиться учитель, сознательно (мотивированно) участвуют в образовательном процессе. 3. При продуманной системе дифференцированных вопросов и заданий можно приобщить к самостоятельной аналитической работе большую часть учеников, а также добиться неплохой мотивации учебной работы. Предлагаю в качестве готового продукта уроки модуля «Познание и сознание», которые любой учитель может проводить в профильном классе.
Категория: Мои статьи | Добавил: exbntkm196363 (23.02.2011)
Просмотров: 4086 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Knopkliityh  
0
Создавая сайт (www.allserialsonline.com), мы учли все пожелания и предпочтения, которыми руководствуются люди при выборе сериалов.

Имя *:
Email *:
Код *: